Нобель переворачивается в гробу: Ахтисаари назвали миротворцем

31-05-2015, 04:01
Автор: Anaks
Просмотров: 320
Нобель переворачивается в гробу: Ахтисаари назвали миротворцем
Москва, Октябрь 13 (kadrovyi-centr-shans.ru, Наум Захаров) – Решение Норвежского Нобелевского комитета по присуждению премии мира уже давно не носило столь тенденциозный и политизированный характер, как в нынешнем году, пишет обозреватель Фонда стратегической культуры Петр Искендеров.
В последнее время этой награды удостаивались государственные деятели, активисты международных организаций и другие кандидаты, чей вклад в укрепление мира на нашей планете носил на чей-то взгляд не столь уж значимый характер, но, по крайней мере, вряд ли кто-то мог усомниться в их изначально позитивных побуждениях.
Даже формально слабо соответствующее целям и содержанию миротворчества вручение совместной Нобелевской премии мира в 2007 году Экспертной группе ООН по климату и бывшему вице-президенту США Альберту Гору за их роль в борьбе с глобальным потеплением все-таки можно было понять, учитывая актуальность климатических проблем.
Присуждение Нобелевской премии мира за 2008 год экс-президенту Финляндии Мартти Ахтисаари за успехи в урегулировании международных конфликтов грубо нарушило вроде бы установившуюся благоприятную тенденцию.
Если говорить коротко, то главный куратор переговоров по статусу Косово обрел награду 10 октября – то есть спустя два дня после решения Генеральной Ассамблеи ООН обратиться в Международный суд ООН с запросом о проверке соответствия международному праву независимого статуса Косова. Того самого статуса, который сербский край получил в соответствии с «планом Ахтисаари».
Нобелевский лауреат, чье «творение» предано высшему международному суду – эта коллизия была бы смешна, если не порождала горькие мысли о состоянии права и морали в том мире, в котором мы все живем. «Ахтисаари работал на мир и примирение», – говорится в решении Норвежского Нобелевского комитета.
Между тем, пятерка экспертов, избираемых норвежским парламентом, не могла не знать, что, курируя с конца 2005 года в качестве спецпосланника генсека ООН переговоры между Сербией и лидерами албанских сепаратистов Косова, новоиспеченный нобелевский лауреат не смог добиться подписания даже самого общего и формального соглашения между Белградом и Приштиной по статусу края.
В феврале 2007 года он выдвинул свой план, предоставлявший Косову независимость под надзором международного сообщества. Власти Белграда справедливо увидели в нем прямое нарушение резолюции Совета Безопасности ООН № 1244 от 10 июня 1999 года, которая требовала выработать статус Косова с учетом «приверженности всех государств-членов суверенитету и территориальной целостности» балканских государств.
Как отмечали в беседах с автором этих строк высокопоставленные российские дипломаты, «план Ахтисаари» был написан чиновниками Европейского союза, и его номинальный автор не принимал ни одного решения без консультаций с Брюсселем. А учитывая, что руководство ЕС уже в 2006 году сделало выбор в пользу независимости Косова, предложения Ахтисаари никак не могли стать основой для достижения компромиссного соглашения».
В результате в июле 2007 года «план Ахтисаари» по инициативе США и ЕС был вынесен на обсуждение Совбеза ООН, однако после того, как постпред России Виталий Чуркин пообещал наложить на него вето, документ был снят с голосования. Тем не менее, в Приштине и Брюсселе, вопреки категорическим возражениям Сербии и России, взяли на вооружение «план Ахтисаари».
После того как в феврале 2008 года албанские сепаратисты Косова провозгласили свою независимость в одностороннем порядке, именно его положения легли в основу конституции края. Вскоре Евросоюз приступил к размещению в Косове своей миссии – что также предусматривалось так и не принятым ООН «планом Ахтисаари».
К настоящему времени независимость Косова, архитектором которой стал Мартти Ахтисаари, признали всего 50 государств из 192 стран-членов ООН. Норвегия, кстати, признала Косово 28 марта. Возможно, присуждение Нобелевской премии мира «архитектору» косовской независимости как раз и призвано придать больший вес одностороннему и противоправному акту и побудить другие страны поспешить с признаниями.
Что же касается косовских сербов, то они 28 июня созвали в Косовской Митровице Скупщину сербских общин, заявившую о своем непризнании решений Приштины и готовности продолжать бескомпромиссную борьбу за сохранение сербской юрисдикции над Косовом. Вот такое примирение принес на многострадальную косовскую землю Мартти Ахтисаари!
Впрочем, вряд ли от него стоило ждать каких-то компромиссный решений после того, как он еще в статусе спецпосланника генсека ООН заявил, что «сербы как народ виновны в косовском кризисе» – после чего правительство Воислава Коштуницы потребовало от генсека ООН отозвать своего распоясавшегося подчиненного. Последующие события, однако, показали, что аппарат ООН солидарен с антисербским курсом Мартти Ахтисаари.
Видимо, для того чтобы соблюсти хотя бы видимость приличий, Норвежский Нобелевский комитет заявил, что Нобелевская премия мира вручается Мартти Ахтисаари «по совокупности» миротворческих заслуг. То есть не только за Косово, но и за содействие обретению независимости Намибии в 1989-1990 годах, а также за организацию в 2005 году переговоров между правительством Индонезии и сепаратистами провинции Ачех, которые привели к подписанию мирного соглашения. Однако вряд ли подобные отсылки способны завуалировать тенденциозность и политизированность решения нобелевского синклита.
Россия также должна извлечь важный урок из присуждения Нобелевской премии мира одному из главных гонителей сербов. Один миллион евро для Мартти Ахтисаари – такой суммой оценено попрание существовавшего до 2008 года миропорядка, основанного на Уставе ООН и Хельсинском Заключительном акте с их гарантиями равноправия и территориальной целостности государств.
Отныне миром вновь, как в XIX-м – начале XX веков, правят другие принципы. И задача России – найти отвечающее ее подлинным интересам и влиянию место. Признание независимости Абхазии и Южной Осетии 26 августа позволяет надеяться, что искомый выбор уже сделан.
В 1990 году – за 18 лет до Мартти Ахтисаари – Нобелевской премией мира был отмечен могильщик Советского Союза Михаил Горбачев. Сегодня Россия больше не нуждается ни в замазанных кровью Нобелевских премиях, ни в лживых посредниках. Она вновь в состоянии самостоятельно действовать на Балканах, на Кавказе и в других районах своих жизненных интересов, заключает Фонд стратегической культуры.
Рейтинг статьи: