Москва, Октябрь 25 (kadrovyi-centr-shans.ru, Полина Державина) – Основные экономические события дня – обзор российской деловой прессы за 25 октября.
Китай поддержит российскую нефтяную отрасль«Роснефть» и «Транснефть» ждут миллиардных кредитов от Китая«Роснефть» нашла способ пережить финансовый кризис. Вчера в Москву прибыл китайский премьер Вэнь Цзябао, который сегодня встретится с Владимиром Путиным. Запланированы переговоры о заключении 20-летнего контракта на поставку нефти в Китай, а взамен – кредиты на $12-15 млрд. Еще на $8-10 млрд может рассчитывать «Транснефть»,
отмечает «Коммерсантъ». По аналогичной схеме в 2005 году «Роснефть» уже получила от Китая $6 млрд на покупку «Юганскнефтегаза».
Фактически визит начался еще в субботу, когда вице-премьер Китая Ван Цишань встретился с вице-премьерами Игорем Сечиным (возглавляет совет директоров «Роснефти») и Александром Жуковым. Стороны обсуждают «широкий круг вопросов двустороннего сотрудничества, в том числе по реализации совместных проектов в области атомной промышленности, по газовой программе, в области электроэнергетики, нефтяной отрасли», отметил господин Сечин.
От планов «Роснефти» зависело решение правительства о строительстве отвода нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) на Китай. До сих пор судьба проекта оставалась под вопросом. Но уже в субботу Игорь Сечин сообщил, что «Транснефть» подготовила проект ответвления и должна приступить к обсуждению условий реализации проекта с китайской госнефтекомпанией CNPC.
Аналитики отмечают, что «Роснефть» снова остро нуждается в деньгах – по данным полугодового отчета, до лета 2009 года компания должна погасить долг $13,4 млрд, но денежные потоки компании резко сократились в связи с падением цен на нефть. «Транснефти» нужны средства на строительство второй очереди ВСТО, которая оценивается в $11 млрд. Эксперты считает логичным, что стороны пришли к идее уже опробованного предэкспортного кредита.
Нефтяники смогут заложить акции ради кредитовГосударство решило предоставить гарантии вместо «живых» денег Власти рассматривают новый способ поддержки компаний, который в конечном счете может привести к их мягкой национализации. Государство может предоставить гарантии обеспечения кредитов компаниям-недропользователям под залог их акций. По мнению экспертов, закладывать акции в условиях нынешней волатильности рынка – огромный риск, и компании пойдут на него только в самом крайнем случае.
Способы помощи недропользователям будут зависеть от степени их проблем,
сообщает «РБК daily». Одна из самых распространенных сейчас – обеспечение кредита. Компании, как правило, привлекают кредиты под залог своих акций, стоимость которых в условиях кризиса снизилась, и это создает проблемы их обеспеченности и перекредитования.
Проблему можно решить за счет предоставления государственных гарантий компаниям под залог их акций. В данном случае более дешевые кредиты не будут заменены более дорогими.
С кредитами у российских недропользователей, которые в последние годы набирали их не стесняясь, ситуация действительно сложная. В начале октября российские нефтяники уже попросили у государства несколько миллиардов долларов кредитов для покрытия зарубежных долговых обязательств. В ВЭБе уже заявили, что объемы заявок на госсредства превысили 100 млрд долл.
Воспользоваться предложением решатся только мелкие компании, у которых нет других источников финансирования, уверены аналитики. Если заложенные акции продолжат падать в цене, то придется их «доносить» или искать новые источники средств.
Компаниям-недропользователям было бы более выгодно получить кредиты от государства напрямую «живыми» деньгами, а не госгарантиями. Государству же более выгодна форма нематериальной поддержки.
Никель остался без спросаИз-за отсутствия потребителей компании вынуждены останавливать производствоПадение цен на никель заставило «Уфалейникель» остановить производство, а Русскую медную компанию (РМК) законсервировать реализацию новых проектов,
сообщают «Ведомости».Вчера «Уфалейникель» (входит в Промышленно-металлургический холдинг, ПМХ) объявил об остановке всех плавильных печей. Причина – экономическая нецелесообразность производства никеля. При себестоимости производства $26 000 за 1 т цена на никель на биржах – около $8000. Первые 300 сотрудников были отправлены в отпуска в сентябре, а после вчерашней остановки печей – еще 1000 работников с оплатой 2/3 от средней зарплаты. 400 человек будут сокращены через три месяца – об этом предприятие известило профком и службы занятости города. Пострадал не только «Уфалейникель» – остановлено производство на «Режникеле».
Если ситуация на рынке изменится, «Уфалейникель» готов отказаться от сокращений и возобновить производство. Другой вариант спасения, если Росрезерв в период кризиса будет закупать у компании 400-500 т никеля в месяц по себестоимости, переговоры об этом компания уже начала с областной администрацией.
Также вчера РМК объявила о консервации инвестпроектов на 2009 г. Их реализация приостановлена до стабилизации ситуации на рынке, при нынешних ценах на металлы это рентабельно.
Аналитики действиями обеих компаний не удивлены: цены на медь и никель сейчас на минимуме, и в ближайшее время роста цен не ожидается.
Бензин не будет быстро дешеветьПереработка ранее купленного дорогого сырья не дает снижать ценыС середины июля цена на российскую нефть марки Urals опустилась со 137 до 59 долл. за баррель. Под нажимом государства нефтекомпании объявляют о параллельном снижении цен на бензин. Цены на автомобильное топливо они снижают на единицы процентов, в то время как в марте 2007 года при сопоставимых ценах на нефть автомобильное топливо в РФ стоило почти на четверть дешевле – 17,7 против 22,8 руб. за литр.
Вчера «ЛУКОЙЛ» объявил о новом снижении цен на нефтепродукты на 3-8%,
сообщает «Независимая газета». Между тем сокращение цен на 3-8% кажется слишком скромным. Действительно, если мировая цена российской нефти Urals опустилась до 59 долл. – такой она была в марте 2007 года, – то логично ожидать, что и внутренние цены на бензин также вернутся к прошлогоднему уровню или с учетом инфляции будут чуть выше. Ведь налоговые условия с того времени не менялись. Другими словами – бензин в России должен подешеветь примерно на 5 рублей по сравнению с уровнем середины октября 2008 года. Однако нефтяники отвергают такую логику.
Парадокс с разницей внутренних цен на бензин весной 2007-го и осенью 2008 года при одинаковых мировых ценах аналитики объясняют растущим спросом, ростом издержек, а также необходимостью возврата вложенных в реконструкцию НПЗ инвестиций.
Высокая концентрация производства и вертикальная интеграция отрасли определяют слабую конкуренцию, что тормозит снижение цен. Но низкая конкуренция – это только один из факторов, влияющих на стоимость бензина. Сейчас снижению цен препятствует инерционность отрасли, которая перерабатывает купленное ранее дорогое сырье.
Цены на нефтепродукты в условиях полноценной рыночной экономики должны определяться не желанием ФАС или нефтяных компаний, а рынком. Сейчас рынок диктует снижение цен, но они искусственно удерживаются на высоком уровне. В условиях неразвитой конкуренции и отсутствия механизма рыночного ценообразования возникают искушения получать сверхприбыли. В этой ситуации ФАС не остается ничего иного, как реагировать административными методами, полагают эксперты.
Авиакеросин по фиксированным ценамЗаправщики не смогут устанавливать произвольные цены на топливоСергей Иванов предлагает до 1 мая 2009 года на внутренних регулярных перевозках ввести мораторий на повышение ставок сборов и тарифов за услуги аэропортов и аэронавигационных служб,
отмечает «Российская газета».Обстановка на финансовых рынках такова, что авиакомпании практически полностью лишены доступа к кредитным ресурсам. Производители топлива требуют 100-процентную предоплату, таким образом, платить за топливо перевозчикам нечем. Всем известно, что топливно-заправочные комплексы фактически произвольно установили цены на топливо. Минтранс должен привлечь Федеральную службу по тарифам, чтобы установить экономически оправданные тарифы по хранению и доставке топлива под крыло. Кроме того, принято окончательное решение о переходе на систему долгосрочных договоров при поставке авиатоплива в аэропорты.
Сергей Иванов отметил, что авиакомпаниям нужны таможенные и другие льготы, что необходимо установить экономически оправданные тарифы на топливо, заморозить ставки аэропортового обслуживания. По мнению Иванова, заслуживает внимания и идея предоставления российским авиакомпаниям отсрочки сроком на 6 месяцев, а может, на год, по уплате таможенных пошлин, НДС за воздушные суда иностранного производства и комплектующие к ним с освобождением от необходимости внесения обеспечения по их уплате.
Оценка финансовых показателей должна являться одним из критериев при рассмотрении вопросов как о выделении кредитов, так и о допуске авиакомпаний на рынок авиаперевозок. Что касается укрупнения компаний, то, по словам Иванова, это нормальное явление.