Кризис ликвидности в России переходит в кризис массовых неплатежей

1-07-2016, 20:29
Автор: usernet
Просмотров: 262
Кризис ликвидности в России переходит в кризис массовых неплатежей
Москва, Екатеринбург, Ноябрь 17 (kadrovyi-centr-shans.ru, Александр Родионов) – В усиливающемся в России финансовом кризисе, который все чаще называют кризисом доверия, существенная доля вины лежит и на банковской системе и в частности Центральном Банке России. Такое мнение в разговоре с корреспондентом «Нового Региона» высказал известный российский экономист Михаил Делягин. По словам экспертов, фактически бесконтрольное расходование госпомощи уже привело к массовым неплатежам между хозяйствующими субъектами. А промышленники со своей стороны жалуются, что банки обещают их прокредитовать только после того, как решат собственные проблемы.
«О чем говорить, если даже Сбербанк задерживал платежи за коммунальные услуги в Барнауле. ТСЖ перечисляли деньги, а коммунальщики начинали требовать их под страхом разных кар. Потом выяснялось, что деньги задерживал Сбербанк. Аналогичные случаи были и в Москве. Я не случайно привожу в пример государственный банк, в котором все должно быть хорошо, что уж говорить о коммерческих банках», – заявил «Новому Региону» известный российский экономист Михаил Делягин.
Между тем, в регионах ситуация сегодня обстоит еще хуже, чем в Москве. Кредитные учреждения вводят всевозможные лимиты на выдачу собственных средств клиентов и организаций, ограничения в движении средств по расчетным счетам. Дошло до того, что предприятия не могут изъять из конкретных банков свои зарплатные фонды, как это происходит сейчас в Екатеринбурге.
Что касается кредитования, говорит г-н Делягин, то в розничной торговле проценты в отдельных случаях теперь доходят до 35 % годовых. Реальный же сектор экономики – промышленность – кредитуется сегодня под 20-22 % – на такие ставки нельзя развивать никакой бизнес и производство. «Такие кредиты, в общем-то, и не берут, но ниже ставок просто нет», – отмечает собеседник агентства. При этом реальный сектор экономики, который в нынешних условиях наиболее нуждается в банковских кредитах, никак не сможет повлиять на эту ситуацию – она от промышленников не зависит.
«Единственный способ – громко кричать об этом, потому что на ровном месте у нас создается кризис неплатежей. Только за сентябрь у нас этот показатель вырос на 15 %. При этом кредитование предприятий фактически не осуществляется – кредиты дают только испытанным или проверенным клиентам, а новым в принципе не дают. Во-вторых, вводятся лимиты и жесткие процентные ставки – для большинства они не приемлемы», – констатирует Михаил Делягин.
Об этом же говорят и промышленники. «По состоянию на конец прошлой недели ситуация не поменялась – получить кредиты предприятиям невозможно. Процентные ставки, под которые банки предлагают нам деньги – от 20 % годовых. Очевидно, что на таких условиях брать деньги не выгодно – это прямой путь к банкротству. Допустим, предприятие возьмет этот кредит, заплатит налоги, зарплаты, а что будет потом, банкротство?», – заявил «Новому Региону» директор Союза машиностроительных предприятий Свердловской области Андрей Бухмастов.
Между тем, сложившаяся на банковском рынке ситуация ведет к тому, что между российскими предприятиями уже начали расти взаимонезачеты. «Сейчас возобновляется экономика неплатежей, которая у нас существовала до дефолта 1998 года, и которая, собственно, к нему и привела. Причина этого проста – государство, предоставляя банкам финансовую помощь, никак ей дальше не распоряжается, не контролирует. Самое яркое, на что уже обратили внимание все – эта помощь направляется на валютный рынок, размывает международные валютные резервы и готовит почву к девальвации. А когда все видят, что за несколько недель на 76,4 млрд. долларов уменьшились валютные резервы, и начинают готовиться к девальвации, заявления г-на Игнатьева (глава ЦБ РФ, прим. НР), что Банк России будет готовить плавную девальвацию, усугубляют ситуацию, – отмечает г-н Делягин. – Действия Банка России, это пример, когда в одной и той же голове существует две логики. Первая правильна – мы входим в депрессию, надо раздать всем деньги, чтобы стимулировать спрос. Но когда раздают деньги, это помощь. В этом случае Центробанк должен говорить банкам – эта часть средств идет на затыкание ваших долгов, чтобы вы не обанкротились, а этой частью вы обязаны прокредитовать конкретные сектора экономики под конкретные проценты. Так надо поступать в чрезвычайной ситуации. С другой стороны Банк России говорит – у нас высокая инфляция, давайте повысим процентную ставку, и она станет ниже». Однако отмечает он, это приведет к дальнейшему удорожанию кредитов и сложностям в их получении.
Тот факт, что после выделения правительством финансовой помощи ведущим кредитным учреждениям обстановка в реальном секторе экономики не только не улучшилась, но даже усугубилась, подтверждают и в Союзе машиностроительных предприятий Свердловской области. «Ситуация со сбытом произведенной продукции не стала лучше. У наших заказчиков по-прежнему нет денег, чтобы оплатить заказы, поэтому предлагаются бартерные схемы. Кроме того, финансовые сложности появились и у монополистов – РЖД, энергетиков, угольщиков. Все они пересматривают свои инвестиционные программы и сокращают расходы – с ними также начались проблемы в расчетах, – отмечает г-н Бухмастов. – Сейчас на все наши вопросы банкиры отвечают: «Поправим свои дела, начнем кредитовать». Мы надеемся, что более-менее ситуация стабилизируется в первом квартале 2009 года».
В этой связи Михаил Делягин отмечает, что в срочном порядке надо вводить запрет для всех банков, получающих государственную помощь, участвовать в любых спекулятивных операциях в валютном секторе. «Государственная помощь должна расходоваться по назначению. Если же вы покупаете валюту, то предоставьте импортный контракт и, не дай Бог, если импорт будет фиктивным. Если вы получаете госпомощь под 8-12 %, значит, она должна направляться реальному сектору с маржой в 1 %. Если в механизме задействованы два банка, до промышленности деньги должны доходить от 10 до 12 % годовых в рублях. Для этого должен быть контроль. Это сложно технологически, но это надо делать – периодически менять контролеров, назначать представителей разных ведомств, чтобы они не успевали договориться. Конечно, злоупотребления будут, но если будут разворовываться 20, а не 80 % госсредств, этого будет достаточно», – полагает Михаил Делягин.
Рейтинг статьи: