Госизменения

27-06-2016, 12:24
Автор: viktor
Просмотров: 317








"Здравствуй... лагерь - Новый год!" Под таким названием прошла пресс-конференция, посвященная законодательным новациям властей: понятия "госизмена" и "шпионаж" расширяются, а судить за эти и прочие виды крамолы будут без присяжных. Говорят Лев Пономарев, Людмила Алексеева, Светлана Ганнушкина и другие правозащитники.


















Статья :

 


Ревность родины




Правительство внесло в Госдуму законодательные предложения, расширяющие круг возможных шпионов и изменников родины. Вскоре в этих преступлениях можно будет обвинить и человека, не уличенного в злоумышлении на внешнюю безопасность России. Комментируют Юрий Шмидт, Михаил Трепашкин, Вадим Соловьев, Александр Черкасов.



Наталья Александрова


15.12.2008













Справка :

 


Российскую юстицию возвращают в тоталитаризм




Только недавно по российской юстиции был нанесен страшный удар, во многом перечеркнувший результаты судебной реформы начала 90-х годов - целых семь статей уголовного кодекса (так называемые преступления против государства) были выведены Госдумой из компетенции суда присяжных.
Однако власти не успокоились на достигнутом и продолжают торопливо ликвидировать демократические элементы, которые еще содержатся в уголовном кодексе. Правительство предложило радикально расширить понятия госизмены (ст. 275 УК РФ), отказавшись от имевшего важное значение субъективного желания нанести ущерб обороне страны, и расценивая измену государству – уже не как действия, но уже как "деяния" против безопасности России, в том числе ее "конституционного строя, суверенитета, территориальной и государственной целостности". Серьезно изменено и понятие шпионажа (ст. 276 УК РФ) – к нему хотят причислять даже консультативную "и иную" помощь международным организациям.
Это очень опасные и имеющие далеко идущие последствия нововведения. Если выразить их смысл предельно лаконично, то они возвращают отечественную юстицию к нормам 20-50 годов, когда независимая оценка ситуации в стране и отдельных сферах, не говоря уже о критике режима и несанкционированном общении с иностранцами, расценивались как измена родине.
Становление современных демократических норм права произошло, не в последнюю очередь, именно тогда, когда была проведена четкая разница между осознанным служением вооруженному врагу государства и выступлением против правительства и существующего строя. Не зря революционеры разных стран именовали себя "патриотами" - и их патриотизм не ставили под сомнение и их самые ярые оппоненты.
Только древние и средневековые правители объединяли в одно понятие измены выступления против власти и переход на сторону врага.
Стремление законодательно превратить выступление против режима и разоблачение нарушения прав и свобод как помощь врагам страны означает возращение к самым мрачным тоталитарным методам борьбы с инакомыслием.
Когда несколько лет назад власти безмерно расширили понятие "экстремизм", то нашу страну сразу же захлестнули преследования за инакомыслие. При этом реальное число расистских преступлений стремительно увеличилось.
Однако сейчас не только оппозиционную деятельность, но и даже просто сообщения о происходящем в стране уже приравнивают к службе вражеским державам. Предлагаемый закон не определяет те деяния, которые объявлены преступными, например, "деятельность против конституционного строя и государственной целостности" (отличая последнюю от "территориальной"). При этом уже существуют санкции за "насильственный захват власти" и "мятеж" (статьи 278 и 279 УК РФ).
82 года назад ретивые вожди большевизма уже приравняли своих внутрипартийных конкурентов к "врагам народа", объявив любое инакомыслие тяжким политическим преступлением. С этого и начался Большой террор, унесший многие миллионы жизней наших сограждан, в том числе, и погубивший почти всех инициаторов печально знаменитой 58-ой статьи УК. Через несколько лет аналогичный закон был принят в Третьем Рейхе.
И вот, через полвека эти страшные формулировки возвращаются – как почти полное повторение старых, созданных для обоснования тоталитарных чисток и массовых расправ. Единственные отличия – авторы законопроекта еще не решились предусмотреть уголовную ответственность для родственников, да и членство в Совете Европе очень мешает восстановить смертную казнь.
Мы хотим предупредить нынешних руководителей страны и депутатов, что в неприличной спешке открывая дорогу политическим репрессиям, они сами весьма рискуют попасть в карательные жернова. Кто знает, не сочтут ли их преемники госизменой такие действия, как пересмотр Конституции; размещение государственных фондов в ценных бумагах других стран; передачу соседям приграничных островов; утаивание последствий экологических катастроф; вошедшее в систему казнокрадство?
Поскольку предлагаемый закон затрагивает судьбы страны, мы настаиваем на том, чтобы перед голосованием были проведены парламентские слушания с участием наиболее авторитетных членов юридического сообщества и правозащитников, а не была включена "машина голосования". Мы призываем депутатов, чувствующий ответственность за будущее России, отклонить данный законопроект, а Президента РФ, в качестве гаранта прав и свобод, в любом случае его не подписывать.
Мы призываем политиков и общественных деятелей, чиновников и людей из народа, интеллектуалов и художников – вместе выступить против принятия сталинско-гитлеровских по духу законов.
Мы оставляем за собой право прямо обратиться к народу Российской Федерации с призывом остановить новый тридцать седьмой год.
Людмила Алексеева, Председатель Московской Хельсинкской группы

Светлана Ганнушкина, Комитет "Гражданское содействие"

Лев Левинсон, Институт прав человека

Лев Пономарев, Общероссийское движение "За права человека"

Юрий Самодуров, сопредседатель Всероcсийского Гражданского конгресса

Юрий Рыжов, академик РАН, председатель Общественного Комитета защиты учeных

Эрнст Черный, ответственный секретарь Общественного Комитета защиты ученых

Андрей Бузин, председатель Межрегионального объединения избирателей

Cергей Давидис, Союз солидарности с политзаключенными

Алексей Пригарин, первый секретарь ЦК РКП-КПСС


Дмитрий Беломестнов
, журналист



Евгений Ихлов
, журналист

Виктор Шейнис, член Политкомитета РОДП "Яблоко"
Алла Назимова, социолог

Борис Вишневский, обозреватель "Новой газеты", член Бюро РОДП "Яблоко"


Михаил Шнейдер
, ответственный секретарь политсовета ОДД "Солидарности"


Антуан Аракелян
, "СПб Коалиция Диалог и Дело", С-Петербург

Вадим Прохоров, адвокат


Наталия Евдокимова, Ответственный секретарь Правозащитного совета Петербурга


Александр Гольц
, политолог

Григорий Амнуэль
, Открытый клуб "Международный Диалог"

Давид Горелишвили
, правозащитник

Анатолий Рекант, руководитель отделения "Центр" Комитета "За гражданские права"

Николай Сорокин
, историк, г. Кострома

О.И. Орлов, Сергей Бурьянов, Сергей Мозговой
, члены Комитета действия Всероссийского Гражданского конгресса

Марк Фейгин, к.ю.н.

Юрий Бровченко, Фонд "Гласность"


















Справка :

 


Проект поправок в УК о госизмене, шпионаже и гостайне




ПроектФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации

и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

Статья 1
Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 1998, № 26, ст. 3012; 1999, № 28, ст. 3489; 2002, № 30, ст. 3029; 2003, № 50, ст. 4848; 2004, № 30, ст. 3091; 2006, № 31, ст. 3452; 2007, № 31, ст. 4008) следующие изменения:

1) пункт "а" части первой статьи 1041 после цифр "2822," дополнить цифрами "2831,";

2) абзац первый статьи 275 изложить в следующей редакции:

"Государственная измена, то есть деяние, совершенное гражданином Российской Федерации в ущерб безопасности Российской Федерации: шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе или учебе, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, в том числе ее конституционного строя, суверенитета, территориальной и государственной целостности, - ";
3) абзац первый статьи 276 изложить в следующей редакции:

"Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их в ущерб безопасности Российской Федерации (шпионаж), если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, - ";
4) в абзаце первом части первой статьи 283 слова "или работе" заменить словами ", работе или учебе", слова "государственной измены"
заменить словами "преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса,";
5) дополнить статьей 2831 следующего содержания:

"Статья 2831. Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну

1. Получение сведений, составляющих государственную тайну, путем похищения, обмана, подкупа, шантажа, принуждения либо угрозы применения насилия (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса) -
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч рублей до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, если оно совершено:

а) группой лиц;

б) с применением насилия;

в) с причинением тяжких последствий;

г) с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, -
наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.".
Статья 2
Внести в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4921; 2002, № 22, ст. 2027; № 30, ст. 3020, 3029; № 44, ст. 4298; 2003, № 27, ст. 2700, 2706; № 50, ст. 4847; 2004, № 27, ст. 2711; 2005, № 1, ст. 13; 2006, № 28, ст. 2975, 2976; № 31, ст. 3452; 2007, № 1, ст. 46; № 24, ст. 2830, 2833; № 49, ст. 6033; № 50, ст. 6248) следующие изменения:

1) пункт 2 части второй после цифр "283," дополнить цифрами "2831,";

2) часть четвертую после цифр "283" дополнить цифрами ", 2831".

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

















Лев Пономарев, исполнительный директор движения "За права человека":

Путин как лидер "Единой России" противопоставил себя обществу, а "Единая Россия" через колено ломает российское государство и российское общество. Нас возвращают к нормам советского времени. Предлагаемые поправки смешивают понятия "государственная измена" и "выступление против властей" – а это принципиально разные вещи. Это в тоталитарных режимах людей, выступающих против государства, объявляют врагами народа. Если поправки в закон о шпионаже и госизмене будут приняты, Россия из авторитарного государства превратится в тоталитарное. Это подвешенный топор, под которым мы все будем ходить. Сотни людей могут оказаться под этой статьей, а сейчас правительство готовит юридическую базу.

Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы:

Обращаю ваше внимание на необыкновенную спешку в принятии этих законов. Почему именно сейчас срочно понадобилось вводить закон, ужесточающий борьбу с терроризмом? Я понимаю, если бы это делалось сразу после "Норд-Оста"...

У меня впечатление, что и этот закон, и предыдущий, касающийся суда присяжных, и некоторые другие в том же роде – это одна обойма. Для чего они принимаются? Люди, стоящие во главе государства, боятся реакции граждан на их неумение справиться с кризисом. Что происходит? Повышаются цены на продукты, коммунальные услуги, люди теряют работу, не могут платить за ипотеку и т.д. Какой же политики придерживается наша власть? Такой, что все тяготы ложатся на плечи рядовых граждан. Так вот, эта обойма законов призвана защитить тех, кто находится у власти, в случае если люди выйдут на улицу. Ведь из юрисдикции суда присяжных выводится и участие в массовых беспорядках. А теперь и эта каучуковая формулировка насчет госизмены и шпионажа.

Государство должно стремиться к сотрудничеству с гражданами, с народом. Вместо этого принимаются все эти поправки - и не принимается ни одного закона, направленного на облегчение ситуации с кризисом.

Эрнст Черный, секретарь Комитета защиты ученых:

Считать, что все эти поправки носят случайный характер, можно только если не обращать внимания на те серьезные вещи, которые происходили в стране за последние восемь лет. Я уже десять лет занимаюсь делами Сутягина и Данилова, которых обвинили в государственной измене, хотя ни одного доказательства не существует. Сутягину дали 15 лет, Данилову 13 лет строгого режима, и мы ничего не можем сделать. Академик Гинзбург направил личное обращение президенту Медведеву, но получил отписку из Совета безопасности, который сейчас возглавляет Патрушев, а в то время, когда рассматривались эти дела, он возглавлял ФСБ.

Обращаю ваше внимание, что в стране действует чудовищный указ #90 от 1996 года, в котором содержится перечень информации, составляющей гостайну. В частности, гостайной являются сведения о степени обеспечения безопасности населения и методы ведения следственных действий по преступлениям против Конституции.

Светлана Ганнушкина
, председатель комитета "Гражданское содействие":

Статьи 275 и 276 УК ("государственная измена" и "шпионаж". - Ред.) и так были достаточно паршивые, а сейчас станет еще хуже.

Чем авторы поправок мотивируют свою инициативу? Тем, что при существующих формулировках им трудно доказывать вину по делам о шпионаже и госизмене. Это же чудовищно! Далее - эти поправки ставят под особую защиту понятие суверенитета государства. Но что происходит в мире? Если раньше мировое сообщество не вмешивалось во внутренние конфликты и вопросы прав человека, считая это внутренним делом отдельных стран, сейчас все изменилось. Принимая эти поправки, Россия движется в противоположную сторону. Вот мы признали недавно суверенитет Абхазии и Южной Осетии и вмешались при этом во внутренние дела Грузии – как это расценивать? Как двойную бухгалтерию? А теперь даже постановка вопроса о суверенитете будет считаться преступлением и караться согласно УК РФ. Человек имеет право отстаивать свои убеждения мирным путем, но теперь и это будет считаться преступлением. Этот закон толкает людей на вооруженный протест.

Если во всем мире гражданские общества объединяются, совместно ищут пути разрешения конфликтов, пути выхода из кризиса, ведут диалог, сотрудничают, помогают друг другу, то у нас теперь просто общение с иностранцами уже может подпадать под статью о госизмене.

Дмитрий Беломестнов, правозащитник, журналист:

"Деятельность, направленная против безопасности РФ" (новая формулировка статьи 275) — квалификационный признак, под который можно подвести что угодно. Особенно учитывая то, что теперь эта безопасность не обязательно "внешняя". Не менее важно другое: "органам" уже не надо будет доказывать, что такая деятельность была враждебной: по смыслу поправок она считается таковой автоматически, невзирая на презумпцию невиновности.

"Деятельностью, направленной против конституционного строя" может быть объявлен любой призыв к изменению Конституции. Охранке станет проще высасывать из пальца обвинения в шпионаже против людей, сотрудничающих с международными, в том числе общественными и правозащитными организациями. Деятельностью, направленной против суверенитета, новые опричники запросто смогут назвать призывы к властям России исполнять их международные обязательства.

Разница между действующей редакцией и тем, что предлагает правительство, — примерно как между нормальной рыболовной сетью и браконьерской снастью, которая гребет все подряд. Если поправки вступят в силу, многократно расширится база для политических репрессий. Причем людям в этом случае будут вменять тяжкие и особо тяжкие преступления — правозащитники уже сравнили законопроект с 58-й статьей сталинского УК.

Кремль смертельно боится российских граждан и намерен бороться именно с протестами, а не с их причинами. 12 декабря Госдума приняла в третьем чтении закон, выводящий из-под суда присяжных дела об "антигосударственных" преступлениях, в том числе по статьям "массовые беспорядки", "государственная измена" и "шпионаж". И вот новый законопроект, который должен еще больше приблизить правящую верхушку к заветному идеалу: полная власть и абсолютная безответственность.

Какую же страшную тайну так ревностно охраняет режим? Ответ подсказывает приснопамятный "закон Черномырдина": "Хотели как лучше, а получилось как всегда". Да, они хотели как лучше, но только не для граждан, а для себя, любимых. Это и есть главная государственная тайна. Предвижу возражения: "Какая тайна, ведь это и дураку ясно!". Но тогда почему столько народу голосует за "единственно верный курс"?

Новый законопроект нужен Кремлю для борьбы с теми, кто собирает доказательства антиобщественной деятельности госчиновников и предает их гласности: правозащитниками, журналистами, социологами, экономистами и, конечно, оппозиционными политиками.
С теми, кто разглашает Главную государственную тайну.









Наталья Александрова

Рейтинг статьи: