Экономический кризис поставит крест на потребительском буме

26-10-2016, 04:46
Автор: V_Pikalov
Просмотров: 316
Экономический кризис поставит крест на потребительском буме
Москва, Ноябрь 01 (kadrovyi-centr-shans.ru, Наум Захаров) – Предчувствуя
наступление серьезного этапа кризиса, жители России готовятся экономить. Одними
из первых будут сокращены расходы на развлечения, одежду и дорогостоящую
технику. Западный потребитель, напротив, намерен урезать преимущественно
коммунальные платежи.

По мнению экспертов, в следующем году потребительский бум в
России пойдет на спад – на потребительских расходах скажутся увольнения персонала
и сокращения зарплат, а также уменьшение кредитования со стороны банков,
подчеркивает РБК daily.

Согласно данным исследования, которое провела
датско-американская компания Nielsen, в последние месяцы наблюдается серьезное
падение индекса потребительского доверия по всему миру.

В большей степени этот процесс затронул развитые страны, а
вот население развивающихся стран, к каковым авторы исследования относят и
Россию, пока испытывает больше оптимизма. В то время как в Северной Америке
индекс упал до 83, а в Европе – до 77, в России он пока еще держится на уровне
104. Наиболее оптимистичны граждане Индии (114).

Тем не менее, и россияне уже задумались о сокращении
расходов в связи с кризисом. Согласно данным опроса Nielsen, больше половины
(56%) готовы урезать траты на развлечения вне дома, если почувствуют серьезное
влияние на свой семейный бюджет.

48% сограждан готовы отложить обновление техники, 42% будут
тратить меньше денег на одежду, а еще 41% откажутся от замены крупных предметов
быта. У жителей развитых стран Запада иной способ сэкономить – они собираются
уменьшать расходы на оплату газа и электроэнергии, а также одежду.

Дело в том, что коммунальные платежи в Европе и США
существенно выше, чем в России, к тому же все домохозяйства там оснащены соответствующими
счетчиками, которых нет в большинстве российских квартир.

«Думаю, что кризис на российских потребителях пока еще мало
сказался», – заявил РБК daily сопредседатель Союза потребителей РФ Евгений
Мясин. Однако в будущем, по его мнению, можно ожидать снижения потребительских
расходов.

Причиной этого эксперт называет, во-первых, уменьшение
кредитования со стороны банков и, во-вторых, сужение многими компаниями своей
деятельности – из-за чего у определенной категории населения возникает
перспектива быть уволенными. «Но все-таки я оптимист и считаю, что мы этот
кризис как-то сумеем преодолеть с наименьшими потерями», – резюмирует Мясин.

«Поскольку пока еще не все компании отчитались за третий
квартал, сложно судить о снижении продаж», – пояснила РБК daily аналитик
компании «Брокеркредитсервис» Татьяна Бобровская. Тем не менее, по ее словам,
многие компании потребительского сектора уже понизили свои прогнозы как
выручки, так и дохода на следующий год.

Соответственно, они уменьшили и свои инвестпрограммы, ожидая
падения спроса. Это касается и ритейлеров, которые ранее собирались открывать
новые магазины, и ресторанного бизнеса, и производителей продуктов питания –
если в последние годы они развивали высокоценовой сегмент, то сейчас вновь
возвращаются к приоритету товаров средней ценовой категории.

«В денежном выражении выручка останется такой же или даже будет
небольшой рост, но с учетом инфляции и удорожания продуктов (те огромные
вливания денег в экономику, которые сейчас происходят, не пройдут бесследно)
будет небольшое снижение», – прогнозирует Бобровская.

В то же время, по ее мнению, рынки потребительского сектора
России сейчас далеки от своего насыщения. На лекарственные средства у нас
расходы в 2 раза меньше по сравнению с рынком Европы, а потребление мяса – ниже
в 2-3 раза. Но если раньше данный разрыв постепенно сокращался, то теперь это
будет происходить медленнее.

Особенность среднестатистического российского потребителя –
это довольно низкий уровень сбережений, говорят эксперты. И в Европе, и в США
значительная часть населения имеет вклады либо на депозитах, либо в ценных
бумагах – в то время как в России бόльшая часть доходов идет на текущие
расходы.

Поэтому за границей люди начинают сокращать свои
коммунальные платежи – чтобы поддерживать определенный уровень средств на
сберегательных счетах. А к крупным покупкам склонны подходить запланированно –
изымая средства на них из накоплений, отмечает РБК daily.

У нас же, условно говоря, человек получил зарплату, пришел в
магазин и купил понравившуюся ему вещь. Но теперь многое указывает на то, что
после окончания периода активного потребительского бума наши граждане начнут
более ответственно подходить к своим расходам.
Рейтинг статьи: